Констанция Роек родилась 7 июля 1923 года в Москве, в доме, находившемся в переулке
позади бывшего Театра Корша в семье поляка Франца Роека и наполовину польки
Галины Смолиной. В честь бабушки получила имя Констанции.
В 1932 году главу семьи, Франца Роека, окончившего университет в Австрии и прекрасно
говорившего на пяти языках, арестовали. А семья — жена с двумя детьми в двадцать
четыре часа была выслана из Москвы. Они были выселены в Алма-Ату. Но по прошествии
времени Галина Роек добилась, чтобы детей переселили в Челябинск, где жили её
родственники.
Отсюда шестнадцатилетняя девушка отправилась в первую самостоятельную поездку в
Москву поступать в ГИТИС. Девочка была такой маленькой, что приемная комиссия
приняла её за четырнадцатилетнего подростка и попросила приехать «года через
три». Расстроенная девочка вернулась в Челябинск ждать, пока продут три года.
Через три года началась война. Из Москвы в Челябинск эвакуировали Малый театр и
Театральное училище имени Щепкина. На Урале Вера Николаевна Пашенная начала
заниматься со студентами. Уже вовсю шли занятия, когда пришла Констанция Роек. Но
несмотря на то, что занятия уже шли, Вера Пашенная приняла новую ученицу. А после
войны вместе с Малым театром и училищем Констанция Роек вернулась в родную
Москву.
В 1945 году окончила Московское театральное училище имени М.С. Щепкина (курс В.Н.
Пашенной). С 18 сентября 1945 по 16 ноября 1975 гг. — актриса Малого театра.
Дебютировала ролью Нонки («Сотворение мира» Погодина). Глубокий и проникновенный
лиризм сочетается в игре Роек с большим темпераментом. Её благородные и душевно
чистые героини женственны, актриса вносит в своё исполнение тонкость и точность
пси-хологич. нюансов. Начав с лирических и лирико-комедийных ролей девочек и
молодых девушек-Нали («Люди доброй воли» Мдивани), Людмила («Васса Железнова»),
Элиза Дулитл («
Пигмалион» Шоу), К.Ф. Роек вскоре перешла к драматическим ролям — Лариса
(«Бесприданница»), Маша («Живой труп»), Маша Орлова («Встреча с юностью»
Арбузова).
Наиболее полно дарование Роек раскрылось в ролях Сарры («Иванов» Чехова) и Нины
(«Маскарад»). Констанция Роек придала этим образам трагедийное звучание. В 1964 году
сыграла роль Ренёвой («Светит, да не греет» Островского и Соловьёва).
Как всегда бывает с особо выдающимися талантливыми людьми, их творческие удачи не
дают покоя завистникам. Очень скоро против молодой актрисы начались интриги.
Тонко чувствующая и легкоранимая, она не могла не реагировать на них. Её всё
больше и всё чаще отстраняли от ролей в угоду другим актрисам, может быть, менее
одаренным, но зато не столь разительно контрастриующими с партнёрами по сцене.
Однажды во время спектакля, когда она уже готовилась выйти со своей репликой, её
оттолкнула и вышла вместо неё другая исполнительница. Тем не менее на этот факт
дирекция театра не отреагировала.
У Констанции Францевны начались серьёзные проблемы со здоровьем. Однажды перед
самым выходом на сцену она потеряла сознание. Это послужило новым сигналом для
интриг: нельзя рассчитывать на её исполнение, а вдруг опять случится обморок! Даже
в становящихся всё реже её выходах на сцену в кулисах сидела загримированная
вторая исполнительница — на случай, если Роек на сцену не выйдет. Скоро новые роли
прекратились.
Дирекция театра решила уволить Констанцию Роек по причине актёрской незанятости.
Но за неё вступилась министр культуры СССР Е. А. Фурцева, распорядившаяся не
трогать актрису и оставить всё как есть. Евгений Рубенович Симонов, будучи
главным режиссёром театра и ставя спектакль «Отцы и дети» по роману И. С.
Тургенева, назначил её в очередь с Руфиной Нифонтовой играть Анну Одинцову, но и
её она не сыграла. За все оставшиеся годы вышла на сцену лишь несколько раз в
небольших неярких ролях.
Сайт Малого театра рассказывает: «В 1971 году Бабочкин уговорил её сыграть
небольшую роль Жанны Густавовны в пьесе Горького „Достигаев и другие“. Из
крохотной роли любовницы барона, роли в несколько реплик, Роек сделала
минишедевр. Такое исполнение раньше называли концертным. Больше на сцену Малого
театра, который она считала святыней, Констанция Роек никогда не выходила».
В 1975 году Констанция Роек в возрасте 52 лет была выведена на творческую пенсию.
В следующем 1976 году неожиданно от инфаркта скончался её муж, великолепный актёр,
мягкий и очень душевный человек Виталий Доронин , это случилось после четвертого
представления премьерного спектакля «Господа Головлёвы», где он исполнял роль
Иудушки. И в этот же год актёрский факультет в школе-студии МХАТ заканчивала юная
Елена Доронина . В этот же 1976 год молодая актриса Елена Витальевна Доронина была
зачислена в штат Малого театра, продолжая династию родителей.
За всё оставшееся время — а это 30 лет — Констанция Роек записала на радио
есенинскую «Анну Снегину», больше творческой работы у неё не было. Чтобы убить
время, она ходила в театры на премьеры, была частой посетительницей в Доме актёра,
где на неё смотрели как на живую легенду, но она везде чувствовала свою одинокость
и никчемность.
Констанция Францевна умерла 3 марта 2005 года в Москве.